В 2018 году медорганизации получат чек-листы, по которым их будут проверять инспекторы. Проверки сократят, а на смену штрафам придут профилактические беседы. Все это — часть приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Журнал «Здравоохранение» побывал на парламентских слушаниях, где обсуждали законопроект о государственном и муниципальном контроле.
На парламентских слушаниях выступили
Михаил АБЫЗОВ, министр РФ по вопросам Открытого правительства |
Максим ОРЕШКИН , министр экономического развития РФ |
Проверки станут дистанционными
Рассказывает Михаил АБЫЗОВ
Сейчас надзорные ведомства излишне внимательно относятся к организациям, которые не входят в зону высокого риска. Существующий государственный контроль избыточен, ковровые проверки и палочная система штрафов — неэффективны. Количество требований к предприятиям превышает 2 миллиона — они во многом противоречивы и дублируют друг друга, многие нормативные акты просто устарели. Цель реформы и нового закона — уйти от тотального надзора и усилить государственный контроль там, где уровень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан наиболее высок.
Реформирование контрольно-надзорной деятельности предполагает внедрение современных информационных технологий. Сегодня можно и нужно получать всю информацию от поднадзорных субъектов в дистанционном режиме. Необходимо внедрять инструменты дистанционного контроля, тогда и визиты инспекторов не понадобятся. Главный упор в работе контролеров сделаем на профилактику, тогда проверки в их сегодняшнем виде станут пережитком прошлого.
С 2017 года контрольно-надзорные органы, участники приоритетной программы, ежеквартально отчитываются перед организациями о результатах проверочной деятельности, публично отвечая на вопросы. Совместно вырабатываются рекомендации, как избежать нарушений и предотвратить ущерб для бизнеса, граждан и государства.
Система государственного контроля становится более открытой и понятной, а ее эффективность и результативность повышаются.
Упор в работе контролеров сделаем на профилактику, тогда проверки в их сегодняшнем виде станут пережитком прошлого
Штраф — показатель плохой работы контрольно-надзорного органа
Рассказывает Максим ОРЕШКИН
Важно понимать, для чего нужна проверка. Сейчас мотивация контролеров — найти нарушение и наложить штраф. Само взаимодействие проверяющих с проверяемым ведется с позиции силы. Будь то бизнес или бюджетные учреждения, они заведомо во всем виноваты. При этом не берутся в расчет ни существующие риски, ни тяжесть нарушений, ни размер причиненного вреда. Например, риск причинения вреда в процедурном кабинете Большого театра минимальный. Но по плану контрольных мероприятий проверки обоснованы.
Законопроект предусматривает создание полноценного института оценки и учета рисков и создает принципиально иную систему мотивации. Интенсивность проверок будет зависеть только от рисков причинения вреда охраняемым ценностям. Туда, где риски минимальны, контролеры вообще не будут выходить.
Сегодня главный показатель хорошей работы контролера — количество проверок и наложенных штрафов. Будет — наоборот.
Большинство проблем уйдет, если в рамках контрольно-надзорной деятельности проводить профилактические мероприятия, разъяснять требования.
Проект предусматривает, что все акты об обязательных требованиях по каждому виду контроля систематизируют и разместят на сайте контрольного органа. Нет такого акта на сайте — проверка незаконна.
Перечни актов для каждого вида контроля пересекаться не будут. Это исключит проверку одних требований разными органами. Будут разработаны чек-листы, за рамки которых инспекторы выходить не смогут. Проверки станут адресными и сфокусируются на конкретных рисках.