Внесение дополнений в статьи 124 в виде статей 124.1 и 124.2, статью 235УК РФ не поддерживается ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России (далее – Центр) вследствие недопустимости признания плода человека субъектом права.
Эмбрион/плод человека не является субъектом права, что закреплено в российских и международно-правовых актах (Всеобщая декларация прав человека, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г., Конституции большинства стран мира, Европейский суд по правам человека, ч. 2 ст. 17 Конституции России, закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и др.).
В международно-правовых актах, в которых говорится о защите прав плода (Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г. Конвенция о правах ребенка 1989г.),также не признается правосубъектность человека с момента зачатия.
Признание эмбриона/плода субъектом права влечет за собой уголовную ответственность в случае гибели или нанесения тяжкого вреда его здоровью не только медицинских работников, но и беременных женщин. Это значит, что в случае халатного отношения к своему здоровью женщины во время беременности (неявка на плановый прием, несоблюдение рекомендаций врача, злоупотребление психоактивными веществами и т.д.) также является основанием для привлечения ее к административной или уголовной ответственности. По данным федерального статистического наблюдения (форма №32) доля таких женщин составляет примерно 20%, что в абсолютных числах составляет 300 000 женщин в год.
Данные изменения в законодательство неизбежно влекут за собой необходимость признания искусственного прерывания беременности в срок от 9 до 12 недель по желанию женщины и от 12 до 22 недель по медицинским показаниям предумышленным убийством, что является недопустимым.
Существующие нормативно-правовые акты в области здравоохранения (порядки оказания медицинской помощи, стандарты, клинические рекомендации) направлены на сохранение жизни и здоровья будущего ребенка. Данные документы являются обязательными к исполнению на территории РФ.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ не повлияет на качество оказания медицинской помощи, но неизбежно приведет к увеличению числа криминальных абортов, сокрытию достоверной информации о фактах беременности и деталях оказания медицинской помощи, что приведет к увеличению материнской смертности.